Skip to content

Почему японцы любят роботов (а американцы их боятся)

Перед вами статья «Why Japanese Love Robots (And Americans Fear Them)», написанная Christopher Mims для Technology Review и переведенная мной. В ней рассказывается о западном и восточном отношении к роботам, влиянии религии на это отношение, а также разных направлениях, по которым развивается робототехника.

Привязанность одной островного народа ко всему роботизированному – от 18-ти метровой мехи до детских терапевтических роботов – широко известна. Она резко контрастирует с равно укоренившимся западным страхом перед автоматами, начинающимся с самого изобретения слова «робот», которое получило широкое распространение благодаря чешской пьесе, поставленной в 1921 году в которой, как и следовало ожидать, роботы, в конечном счете, восстали и убили своих хозяинов-человеков.

Как могут две культуры прийти к таким в корне расходящимся заключениям о положении и будущем полуавтономных помощников, чье увеличивающееся присутствие в нашей жизни кажется предопределено почти каждым научно-фантастическим образом будущего?

Хизер Найт (Heather Knight), учредитель первой в мире переписи (непромышленных) роботов, посвятила изучению взаимодействию роботов и людей свою жизнь. В основе ее доводов предположение о том, что разница между японским и американским отношениями к роботам кроется в чем-то куда более старом, чем сама идея о роботах – религии. «В Японии… они культурно открыты для роботов вследствие анимизма. Для них нет различия между неживыми объектами и людьми».

Анимизм является основой синтоизма – религии, существовавшей до прихода буддизма в Японию и остающейся важной частью культуры страны. С точки зрения анимизма все объекты наделены душой, даже предметы, созданные человеком. Как пишет Нахо Китано (Naho Kitano) в своем «Animism, Rinri, Modernizationp; the Base of Japanese Robotics»:

Солнце, Луна, горы и деревья — все наделено духами или богами. У каждого бога есть имя, особенности, а также власть над природными и человеческими явлениями. Вера в эту идею повлияла на то, как японцы относятся к природе и духам. Она позже охватила также искусственные объекты; таким образом, считается, что духи обитают во всех вещах и принадлежностях ежедневного использования, а также то, что духи этих предметов ежедневного употребления находятся в гармонии с человеком.

На Западе напротив, создание жизни необратимо приводит к разрушению создателя – идея едва ли оригинальная для «Франкенштейна» Мэри Шелли, на что указывает автор Руй Умезава (Rui Umezawa).

Для того чтобы полностью понять влияние религии на западное отношение к робототехнике, нам необходимо вспомнить, что иудо-христианский монотеизм придерживается учения о том, что только Бог может давать жизнь — широко распространенное толкование Бытия, в котором в начале был только Бог, а все живое — Его творение. Исход также постановляет, что идолопоклонство — это грех. Таким образом, любой человек, который вдыхает жизнь в неживые объекты, берет на себя роль Бога, а поэтому становится лжебожеством. Такой богохульник заслуживает наказания, и в соответствии со взглядами научной фантастики оно происходит в виде предательства роботов. От "Россумских Универсальных Роботов","Р.У.Р." (Rossum's Universal Robots), научно-фантастической пьесы, написанной Карелом Чапеком (Karel Čapek) в 1920 году, результатом создания которой стала популяризация термина «робот», до фильмов про Терминатора и Звёздного крейсера «Галактика» (Battlestar Galactica), такое людское тщеславие постоянно оборачивается восстанием его создания.

В цикле обратной связи, вызванным этими предубеждениями, культура оказывает влияние не только на восприятие роботов, но также и на дизайн роботов, созданных японскими и американскими инженерами. Салли Августин (Sally Augustin), корреспондент журнала Miller-McCune, утверждает, что американцы больше ценят эмоционально экспрессивных роботов, в то время как японцы предпочитают роботов со скрытыми эмоциями на неясных лицах, похожих на лица актеров Но - японского театрального представления. Более того, развитие американской робототехники направлено на применение роботов в вооруженных силах, в то время как японцы «инвестируют миллиарды долларов в развитие потребительских роботов, цель которых — изменение повседневной жизни».

Если принять во внимание то, что японская культура предрасполагает людей к восприятию роботов как помощников, насыщенных чем-то близким западному понятию души, а американцы видят в роботах опасные и своевольные конструкции, которые со временем вызовут смерть своих создателей, то станет очевидно, почему один народ одобряет их использование в войне, в то время как другой представляет их благосклонными спутниками, подходящими для содействия быстро стареющему и все в большей степени зависимому населению.