Художественная литература на христианскую тему
В отличие от фильмов и игр книги не являются столь популярной темой для обзоров. Еще меньше освещают классическую литературу, что несколько удручает, т.к. что-что, а классика охватывает поистине широкий спектр жанров на любой вкус. С одной стороны дефицит обзоров классики можно объяснить тем, что "ну это же классика", кто же ее не читал, и отчасти с этим можно согласиться. Но только отчасти. Поскольку, во-первых люди меняются, и каждое новое поколение может взглянуть по-своему на вопросы, поднимаемые в произведениях, а во-вторых "ну это же классика". Переходя ближе к теме этого поста, раскрою заголовок. В этом посте я не стану призывать поверить в трех слонов и черепаху, поэтому лучше кратко объясню, почему в заголовке не название конкретного произведения, а пространное "литература о вере". Дело в том, что, как правило, к выбору литературы для прочтения я подхожу целенаправленно, т.е. есть некая "тема" (идея), которая меня заинтересовала и, исходя из этой идеи, я выбираю пару понравившихся произведений, где она рассмотрена. В этом посте речь пойдет, главным образом, про два произведения: "Божественная комедия" Данте и "Потерянный рай" Мильтона, а также вскользь затронуто еще одно. Разговор о том, каким местом здесь пришелся "Эпос о Гильгамеше" лучше оставить на следующий раз. Итак, перед тем как изложить свое впечатление (мнение) о данных произведениях, хочу сделать заметку, что ни в коем случае не хочу задеть ничьих религиозных убеждений, если вы считаете данную тему сакральной и не подлежащей обсуждению, просьба прекратить читать на этом месте. Также в отзыве будут спойлеры. Для всех остальных прошу под кат.
Эпос о Гильгамеше.
Первым я бы хотел поведать про "Эпос о Гильгамеше" — "монументальном" произведении шумерской мысли, дошедшем до нас чуть меньше чем в половину изначального размера (оценка приблизительная). Эпос является одним из самых старых сохранившихся литературных произведений. Как уже было отмечено, он слабо относится к выбранной теме, но, тем не менее, довольно интересен, чтобы оставить о нем заметку. К сожалению, в силу своей древности (свыше 4000 лет) произведение дошло до нас лишь кусками и обрывками, иногда отсутствуют целые цепочки последовательности событий, поэтому воспринимать его как единое целое достаточно сложно. Если говорить о произведении в общем, то главная тема эпоса — мужская дружба в традиционном ее понимании, а не том, которое вкладывали в это понятие древние греки. В городе Урук правил славный царь Гильгамеш, был он сильным и хорошим царем, воздвигнувшим стену вокруг города. И послали ему боги соперника равной силы по имени Энкиду. Жил Энкиду среди зверей и пугал пастухов в районе Урука. Пришли к царю пастухи и молвят: "Помоги нам, избавь нас от страшного Энкиду, который водится со зверьми". И сделал наказ Гильгамеш послать к Энкиду блудницу, чтобы звери от него отвратились. И познал Энкиду блудницу, и не смог более со зверьми питаться и жить, и пришлось ему по совету блудницы социализироваться и перебраться в город Урук к мудрому царю Гильгамешу. Далее описывается знакомство Энкиду с Гильгамешем и их совместные странствия. Что меня удивило, так это скромность, по нынешним меркам, желаний — одним из ключевых событий эпоса был поход Гильгамеша и Энкиду за кедровым, блин, лесом. Прогневав богов своей дерзостью, Энкиду заболевает и умирает, а Гильгамеш отправляется в долгое путешествие поиска смысла жизни. Кроме всего прочего, в Эпосе так же присутствует одна из бытовавших по всему Ближнему востоку легенд о всемирном потопе.
Божественная комедия.
Поэма, а не комедия в современном значении слова, написанная итальянцем Данте Алигьери в начале 14-го века. В то время Италия бурлила, разделяемая противостоянием гвельфов, выступавших за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния папы римского, и гиббелинов, придерживавшихся усиления власти императора, что и наложило отпечаток на все произведение. Борьба между гибеллинами и гвельфами проходила на фоне борьбы между папством и империей за господство на Апеннинском полуострове. Причем, когда гвельфы разбили гиббелинов, они сами раскололись на черных и белых. Черные гвельфы поддерживали папство, а белые гвельфы противостояли папству. Данте придерживался последних, за что и был изгнан из Флоренции. Если постараться наиболее кратко описать происходящее около 70% времени действие, то получится что-то вроде: — Ты кто такой? — вопрос Данте — Я …, — ответ грешника. — Давай, до свидания! — уходит Данте дальше к следующему грешнику. Таким образом, герой Данте, не без помощи разных помощников, преодолевает путь от Сатаны с тремя пастями, терзающими предателей государства: Брута и Кассия и духовности — Иуды, до девы Марии и трех ипостасей Бога в виде трех светящихся кругов. К сожалению, символ вселенского Зла — Сатана ничего не говорит, а на последнем, седьмом, круге Чистилища, где пребывали Сладострастники, было очень мало примеров греха, в отличие от других кругов.
Потерянный рай.
Эпос, написанный английским поэтом Джоном Мильтоном в 17 веке, в период, когда он был слепым. Говорят, в русском языке нет слова эпик, но именно это слово напрашивается с прочтения первых строк этого белого стиха. Первоначальный герой, Сатана (Люцифер, Десница), играет необычную для себя, трагичную роль. Павший в неравной битве с тем, кого нельзя победить, он предстает несломленным духом, готовым продолжать сражаться и харизматично призывающим своих подвижников, падших ангелов, присоединиться к нему. И следующей же сценой идет созыв совета, Пандемиума, что вдвойне необычно показывает характером Сатану как демократа, выслушивающего разные мнения, чтобы прийти к консенсусу, а не диктатора. И далее, со слов самого Сатаны, Бог и является диктатором, деспотом захватившим Небеса. Все это настолько поражает и захватывает, что первые главы читаешь без отрыва. Цитата "Лучше править в Аду, чем прислуживать на небесах" именно отсюда. Далее, как подобает настоящему герою, он вызывается в одиночку предпринять дерзкую разведывательную операцию — вырвавшись из Ада, попасть в новый мир, созданный Богом, и выведать, кто в нем обитает. А вот как предстает в повествовании Бог (не сильно отклоняясь от канонов): злопамятным, готовым отправить собственного сына на смерть для искупления первородного греха, скользким, заранее предрекая грехопадение человека, он демонстративно оставляет ему полную свободу выбора, действительно непобедимым, единственным, всезнающим, как и его творение — Сына, в одиночку покаравших всех восставших ангелов. Это событие с насильственным выдворением ангелов из рая Сыном божьим (не путать с Сынами Божьими ниже) интересно по следующим причинам. Во-первых, это единственная крупная эпичная битва в книге. Во-вторых, Сын, рассекающий на колеснице и насилием изгоняющий врагов из рая, просто разрывает шаблон пацифичной всепростительности связанной с христианством. В начале каждой главы дается ее краткое описание, поэтому если захочется в будущем перечитать какую-то часть, проще будет ее найти. Далее будут перечислены некоторые моменты привлекшие внимание, также из общей христианской мифологии. Рядом с древом познания добра и зла, принесшим Адаму и Еве понимания зла и обрекших их стать смертными, растет еще одно древо Жизни, вкусив с которого они бы снова стали бессмертными. Правда, с этим райским местом, из которого их выдворили под стражей, потом ничего хорошего не случилось. Бог, увидев, что люди сполна наслаждаются свободой выбора, что он им дал, решил напомнить о своем присутствие и смыл нафиг все с лица Земли, включая Рай, оставив в живых только одну семью. Легенда о всемирном потопе распространена на ближнем востоке была широко, можно вспомнить еще древнегреческий миф о Девкалионе и его жене Пиррой. Что же касается родословной прародителей, то там все тоже намешано. Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила Адаму второго сына — Авеля. Затем произошло известное событие между двумя братьями, которое Мильтон попытался хоть как-то морально оправдать, тем что Каин был неискренним, поэтому его дары и не были приняты, в оригинале же Бог просто был недоволен подношениями и, побрезговав, послужил поводом для конфликта. Далее в возрасте 130 лет Адам произвёл на свет третьего сына — Сифа, который, будучи предком Ноя (чья семья и выжила при Великом потопе), стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; род от других сынов Адама погиб во время Всемирного потопа. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа. Термин Сыны Божьи, упоминавшийся в канонах всего лишь два раза, может относиться к потомкам Сифа. Дочери Людей могут являться потомками Каина. В свою очередь Нефилимы являются потомками Сынов Бога и Дочерей Людей и были Гигантами населявшими Ханаан. Погибли все там же, в водах Великого потопа. Интересные факты кроются и в истории Моисея: так, он не вошел в землю обетованную из-за двух ударов вместо одного (усомнился в вере), в то же время являлся убийцей, но это никак не порицается. А его Великие заповеди являются лишь сводом правил, и по-настоящему искупить грех людей может лишь пролитая кровь истинного верующего. В заключение о художественной литературе на христианскую тему хотелось бы привести пару рекомендаций к прочтению: "Рай обретенный" Мильтона, "Великий инквизитор" Достоевского (или в вольном предсказывании от Mr. Freeman по ссылке Далее небольшое послесловие об одной книге, что не удалось прочитать, но хотелось.
"Теогония" Гесиода
В ней описывается история греко-римских богов, богатая различными пикантными подробностями о жизни божеств. По ней существуют три поколения богов, сменявшихся путем свержения: титаны, свергнутые Сатурном, свергнутым своим сыном Зевсом. Сам Зевс был рожден тайно, т.к. его отцу было поведано, что он будет свергнут свои сыном и поэтому он съедал их, однако мать Зевса (Рея) спрятала Зевса на горе Ида, на острове Крит. И к чему это, спросит читатель? А к тому, что родоначальникам древних греков (ионян) считается Ион, которого некоторые связывают с Иоанном, внуком Ноя (да-да, потомком Адама и продолжателем рода человеческого после потопа).